Легенда реконов, или Как и зачем оживает история?

0
617

Легенда реконов,  или Как и зачем оживает история?

 

Чтобы окунуться вглубь веков, проникнуться атмосферой и духом определенной исторической эпохи, двое энтузиастов, самозабвенно увлеченных историей, не стали ограничиваться простым изучением тематической литературы. Они пошли дальше – собственными руками пытаются воссоздать период раннего средневековья

Людей, увлеченных этим редким хобби,  называют реконами или реконструкторами. Они занимаются воссозданием определенного исторического периода. Под воссозданием понимается изготовление оружия, доспехов и предметов быта времен реконструируемого периода, изучение военного искусства, обычаев и нравов того времени.

Историческая реконструкция – довольно молодой вид творческой деятельности. В нашей стране за несколько лет уже сформировалось несколько серьезных и многочисленных клубов, участники которых увлечены либо средневековьем, временем бесстрашных рыцарей и прекрасных дам, либо периодом войны 1812 года, реконструируя сражения наполеоновских войск, либо периодом Великой Отечественной войны. Грандиозные и зрелищные действа и постановочные турниры реконструкторов становятся поистине настоящим эксклюзивом любого праздничного мероприятия республиканского или областного уровня.

Год назад в нашем городе начал работать военно-исторический реконструкторский клуб «Ратник». Идея его создать родилась у единомышленников, увлеченных историей, — Александра Перепечина и Анатолия Лаборенко.

Казалось бы, разные люди, у каждого свое прошлое, свое настоящее, и даже увлечение историей у каждого свое – одному была интересна история Скандинавии и Древней Руси, другому – тема Великой Отечественной войны. Но общим у них оказалось одно – желание собственноручно воссоздать период далекого прошлого, освоив древние ремесла, тем самым сделать историю живой, реальной, доступной. И не только для себя – для всех интересующихся – как взрослых, так и детей.

— Цель создания клуба – изучение истории периода раннего средневековья, самосовершенствование, — рассказывает А. Н. Перепечин, работа которого напрямую связана с подрастающим поколением. – Приобщение к такой деятельности, к овеществленной истории позволяет воспитывать подростков в духе патриотизма, прививать им необходимые для мужчины качества – чувства долга, ответственности, волю, выдержку, характер.

К воссозданию прошлого дети имеют самое прямое отношение. Участники клуба «Ратник», десятиклассник Александр Мажейко и одиннадцатиклассник Дмитрий Марченко, собственноручно сплели кольчугу весом 30 килограммов. Неподъемная! На ее изготовление ушло 10 тысяч стальных колец – гровер-шайб. Хитроумное, замысловатое плетение из 12-миллиметровых колечек создает надежное «полотно», способное держать тяжелый удар средневекового оружия.

Кстати, для реконструкции А. Н. Перепечин и А. Б. Лаборенко выбрали особый период – 8-10 века Древней Руси, и именно потому, что он никем из реконструкторов в Беларуси не изучается. Культура Западной Европы, в частности, времена рыцарей, – сейчас традиционное направление в исторической реконструкции. Как правило, они обращены в сторону бугуртов (турниров) и реконструируют боевые сражения прошлых веков. А вот викинги, варяги и прочие интересные персонажи древности практически никем не затронуты. Члены клуба «Ратник» выбрали для себя образы воинов Древней Руси. В так называемой легенде, которую придумали для себя энтузиасты, опираясь на исторические источники, справочники, обозначаются время и место жительства воинов, их социальный статус, род деятельности, покрой и отделка костюмов, фурнитура. В клубе существует собственная иерархия, которая совпадает с системой иерархии восстанавливаемого периода. У каждого из воинов есть свое «древнее» имя. Каждый «специализируется» в определенной сфере деятельности. Александр Николаевич, например, – кузнец-оружейник. Мастер по дереву и слесарному делу. Овладел навыками изготовления древнего оружия. Собственными руками изготовил меч и древне-германский большой нож скрамасакс. Клинки изготовлены из углеродистой стали, рукоятки из дерева, кожи и меди. Работа уникальная, с соблюдением традиций того времени и требований исторической реконструкции – все оружие в целях безопасности затуплено. И еще любопытная деталь: свое оружие воин либо покупал у кузнеца, либо добывал в бою, меч дарится, но никогда никому не дается в руки, если только воин не потеряет его в сражении. Так и Александр Николаевич, следуя традициям, как настоящий воин, на свой меч разрешает только посмотреть.

К слову, замечу, А. Н. Перепечин – большой знаток различных боевых искусств, коими увлекается еще со времен студенчества. Эти навыки в реконструкторском деле ему сейчас очень кстати: историческое фехтование – часть его увлечения. Правильно держать меч, направлять удар и защищаться во время постановочных боев – обязательное требование для настоящего воина.

Анатолий Борисович работает с кожей и с деревом. Костюмы воинов – в буквальном смысле слова – в его руках и на его совести. Тщательно изучая исторические источники, А. Б. Лаборенко стремится добиться их максимальной аутентичности. Если это одежда, то обязательно из льняной и шерстяной ткани, пуговицы сделаны из дерева, ремни – из сыромятной кожи. Собственноручно наносит орнамент – рунические символы — методом пирографии. На таких поясах носится оружие. А обережные пояса для рубахи с историческим орнаментом для реконструкторов ткали в доме ремесел.

У каждого из членов клуба есть свой костюм – нижняя и верхняя одежда (войлочный подкольчужник, безрукавка из волчьей шкуры), головные уборы, аксессуары и оружие. Созданы полные и законченные образы. И практически все своими руками! Компиляция, но предельно точная. Кроме того, в интернете на аукционах отыскивают и покупают за собственные средства древние топоры. Или их остатки. Потом реставрируют, восстанавливая  недостающие детали, изготавливают рукоятки. Таких уникальных топоров у них уже целая коллекция. А к ней – несколько самодельных щитов, иначе как настоящими их не назовешь.

Материальная база клуба включает даже походный боевой шатер «осеберг», изготовленный из дерева и льняного полотна, в котором можно ночевать во время проведения фестивалей исторической реконструкции.

— Нас интересует кузнечное дело, возрождение культуры, быта Древней Руси, — поясняет А. Н. Перепечин. – Мы многое научились делать с деревом и с кожей. Все имеет историчную основу.

Пока постоянных участников клуба «Ратник» четыре человека, среди которых двое — старшеклассники. Но желающие заняться таким увлекательным и полезным делом могут присоединиться. Главное требование – отсутствие вредных привычек, желание изучать историю, делать многое своими руками – оружие, экипировку.

Привлечение единомышленников, создание музея исторической реконструкции – только часть из того, что планируют участники клуба «Ратник». А дальше – развитие деятельности, участие в мероприятиях, создание сайта, концепция которого уже есть и предусматривает освещение достижений, мероприятий, размещение интересной для людей, увлеченных реконструкцией, информации. Так что, присоединяйтесь. Это, действительно, интересное и достойное хобби, способствующее развитию творческого потенциала.

Ирина ПЕТРУСЕВИЧ.

Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ.

Александр Николаевич Перепечин.

Окончил факультет «история и общественно-политические дисциплины» Могилевского педуниверситета им. Кулешова и Академию Управления при Президенте Республики Беларусь (деловое администрирование, квалификация «менеджер-экономист»). В настоящее время является директором ГУДО «Костюковичский районный центр детского творчества».

Анатолий Борисович Лаборенко.

Первую специальность «инженер-системотехник АСУ» получил в Белорусско-российском университете, вторую – «инженер-теплоэнергетик» — в БНТУ—ГАЗ-институт. Работает мастером в филиале РУП «Могилевэнерго» Костюковичские тепловые сети. Увлечение  историей Анатолию Борисовичу привил дедушка Павел Алексеевич Титов, проработавший много лет учителем в школе.

 

Нет постов для отображения