Забыть Афган? Нет, невозможно…

0
1036

Изображение 14353

За 22 месяца службы в Афганистане Валерий Александрович Семашко участвовал в 36 боевых операциях в составе мотоманевренной группы и в 4 – в составе воздушно-десантной. Группа выполняла стратегически важную задачу – обеспечивала охрану газонефтепровода, который шел в Советский Союз.

 

Солдат, в армию!

В 1982 году Семашко Валерий Алексан-
дрович 17-летним выпускником покидал родную деревню Калиновка Шкловского района. Он ехал поступать в Минское железнодорожное училище. Не проучившись и года, 14 ноября 1982 года студент был призван в ряды Советской Армии  в пограничные войска. Сначала он был отправлен в учебный пункт – город Пянж в Таджикистане. После этого – в Туркмению, город Ашхабад, в сержантскую учебную часть. Там пробыл 4,5 месяца. Получил звание младшего сержанта. Далее Валерий Александрович был направлен в Афганистан в город Шеберган…

 

Мое везучее число – 13!

Валерий Александрович числился старшим погранотряда. Вместе с боевыми товарищами охранял газонефтепровод. Выезжая на боевые операции, военнослужащие обследовали в округе территорию. Этот важный объект притягивал к себе огромное внимание со стороны душманов. И приходилось все время быть начеку. Не раз приезжая с очередной военной операции, не успев пообедать, снова нужно было собираться на линию огня. Сколько молодых жизней полегло на той земле, Валерий Александрович не хочет перечислять. Ему больно… Он и сам однажды подорвался на мине. Причем машина, которая везла советских солдат, ехала по счету тринадцатой. Многих ранило, Валерия контузило: «Помню только, как загудело в ушах, ничего не понимал, ничего не слышал…»… Бог помог выжить и вернуться домой… Вот только 15 февраля заставляет проронить горькую слезу, слезу боли и скорби. Он просит не оставлять его одного в день вывода войск интернационалистов  из Афганистана. Он помнит их всех. И только в этот день называет всех погибших поименно. Затем наступает минута молчания…

 

Другой уклад жизни

Афганцы жили совсем по-другому. У некоторых дома напоминали землянки. Они строили жилье из глины с соломой. Кто был  богаче, тот утеплял стены кожей. Из таких материалов был построен даже пост охраны у душманов. Потом они увидели, как наши солдаты делают сооружения из кирпича. За ними и стали повторять технологию строительства. Вместо печей разжигали костры, возле которых грелись и готовили пищу.

Местные жители Афганистана носили чалмы на голове и одежду из натуральной кожи и шерсти. В таком одеянии легко было переносить жаркую афганскую погоду.

Они жили в деревнях, именуемых кишлаками, в которых не было хороших дорог. В хозяйстве держали ишаков и овец.

– Однажды поймали одного ишака, положили на него два ящика мин, –вспоминает Валерий Александрович. – Кричим на него, пинаем, а он не идет. Оказалось, что осел нас вовсе не понимает. Он привык к афганскому языку. И стоял как вкопанный. Душманы этих животных использовали для перевоза грузов.

В городе Шеберган, возле которого служил Валерий Александрович, практически не было многоэтажек. Кирпичные дома стояли в два этажа. Там не было ни цивилизации, ни комфортных условий.

 

Каждый камень стреляет

Молодым солдатам приходилось стрелять и из миномета, ездить на БМП и БТР. Однажды ехали по степи, и под гусеницы боевой машины пехоты попала кобра. И когда выпустили в нее обоину, она поймала первую пулю. А как известно, пуля летит со скоростью 310 метров в секунду.

В военных стычках душманы были очень жестоки. Особенно становилось страшно с ними в горах, где они знали каждый камешек и могли за ним притаиться. А для нашего солдата эта местность малознакома, чем и представляла собой повышенную опасность. И наши, и душманы заседали на своих определенных точках и зонах. Валерий Александрович пережил 4 операции в составе воздушно-десантной группы. Их сбрасывали в горах на высоте 3 километра, где они обследовали территорию.

Душманы были опасны еще и тем, что приучали своих детей к оружию.

Казалось бы, мирные жители идут, зачем на них обращать внимание, ведь они не виноваты в этой войне? Но проходя иногда по дороге, стоило сравняться даже с афганским ребенком, как он резко поворачивался и стрелял советскому солдату в спину. И это война. Страшная война, где погибали как дети, так и взрослые. Там, где если не ты, то тебя.

 

Медовый вкус

О вкусной еде солдаты и не мечтали. Питались сухпайками, в которые входили консервы каши и тушенки, чай, сахар и сухари.

– Помню, как минами глушили рыбу в ариках (так называли ровок, канаву, в которых протекала небольшая речка), – улыбается Валерий Александрович. – Затем разжигали костер, делали дым и коптили рыбу. Было очень вкусно и весело.

С бахчи солдаты тайком срывали арбузы и дыни. Бахчевые культуры на афганской земле выращивали  на огромных полях. Арбузы выспевали до медового вкуса.

– Мы очень любили лакомиться сочными и ароматными дынями. Было очень вкусно и полезно, – делится приятными впечатлениями, которые все-таки были во время страшной войны.

 

«Трудно уезжать из Афганистана!»

– Моя мама узнала о том, что я служу в Афганистане не сразу и случайно, – рассказывает воин-интернационалист. – Однажды она в кармане куртки моего брата обнаружила письмо от меня. В нем  было написано: «Матери ни слова о том, что я в Афгане!». Тогда я служил уже восемнадцатый месяц. Отец с братом знали изначально. С ними я держал крепкую связь через переписку.

– Трудно было уезжать из Афганистана! –  неожиданно произнес Валерий Александрович. – С ребятами сдружились, тем более в таких условиях. В основном воевали украинцы и белорусы, россияне и немного узбеков. Перед демобилизацией мы обменялись адресами, с некоторыми сослуживцами несколько лет переписывались. А сейчас как-то все связи потерялись. Время стирает память.

 

Валерий Александрович СЕМАШКО демобилизовался в звании сержанта. Вскоре поступил в Могилевский государственный педагогический институт имени А. А. Кулешова, по окончании которого получил диплом преподавателя начального военного обучения и физического воспитания. За время работы военруком в Муринборской школе получил звание старшего лейтенанта.

Сегодня вчерашний  воин-интернационалист работает в этой же школе. У него есть семья: супруга Татьяна, дочери Ольга и Катя, внучка Сашенька. Ежегодно его приглашают на школьные мероприятия рассказать о своей армейской службе в Афганистане. Скромный и тихий, Валерий Александрович отмахивается рукой и делится отрывками воспоминаний. Поймут его только те, кто воевал на афганской земле.

Среди наград бывшего воина – знак «Отличник погранвойск» 1 и 2 степени, значок «Отличник Советской Армии» и другие.

 

Наталья ТОЛКАЧЕВА.

Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ

и из семейного архива

Валерия СЕМАШКО.

 

Нет постов для отображения