Я ПРИЕХАЛ К ТЕБЕ, ДРУГ…

0
625

Изображение 15219А в ответ – тишина. Лишь на блеклой от времени фотографии на холодной мраморной плите — незабываемые черты друга Олега Свиридова. Через мгновение глаза заполняют слезы, и фотография расплывается. Живые цветы возложены на холмик, где покоится прах товарища, который не дожил до «дембеля». Его сразила вражеская пуля. Хочется кричать от душевной боли, но…

В этот день у могилы воина-интернационалиста Олега Свиридова в деревне Видуйцы собрались родные, воины-интернационалисты, сельчане, учащиеся Белодубровской средней школы, представители управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома и друг Александр Федорченко. Он впервые встретился с мамой Олега Надеждой Марковной. С трудом сдерживая свои эмоции, искал слова утешения для скорбящей матери.

Олег и Александр познакомились 27 сентября 1983 года в Костюковичском военкомате. Их призывали в один день на службу в Советскую Армию. Вместе проходили комиссию в Могилеве. Потом их направили в одну военную часть в Марьиной Горке. Их кровати в казарме стояли рядом. Делились новостями, о которых сообщали из дома, старались друг друга поддерживать. Через некоторое время им выдали военную форму и отправили в город Усть-Каменогорск, в Казахстан. Там были 260 белорусских парней, которых готовили для службы в чужой стране.

— За неделю до отправки в Афганистан, нам сообщили о дальнейшей службе, — вспоминает Александр Федорченко. – Вот здесь нам и пришлось расстаться с Олегом. Его направили в автоподразделение, а я был направлен для службы в разведроте. До 25 декабря 1983 года мы были вместе. Олег улетел в Афганистан 25, а меня отправили 26 декабря. С того времени нам не суждено было встретиться. Об Олеге я долго ничего не знал. И только через полтора года мне мама прислала письмо с этой страшной новостью: «Тот парень из Видуйцев, с которым вы вместе призывались в армию, погиб в Афганистане. Береги себя, сынок…».

Больше он говорить о друге не стал. Обо всем, что испытал тогда Александр Федорченко, сказали его подрагивающие пальцы на руке да сильно сжатые скулы на лице. Прошло много лет, а эту боль не унять.

Нелегкой была дорога и у Александра.

— Самолет из Казахстана нас доставил в Шинданд 24 танковый гвардейский полк. Потом был карантин, непросто было привыкнуть к зною и горной каменистой местности. Меня отобрли в разведроту, где в основном служили белорусы, украинцы и сибиряки. Это была дружная семья, командирами были грамотные офицеры, которые не один год проходили службу в Афганистане, — вспоминает А. Федорченко.

Рота, в которой служил Александр, дислацировалась на точке Дилоран. Там, где самое пекло, первыми проходили разведчики. Перед ними ставились конкретные задачи: определить точное место расположения баз «душманов», время перемещения караванов. Выезжали в рейды по уничтожению караванов с оружием. И по полгода не были в полку.

Александр Федорченко принимал участие в операции по уничтожению базы подготовки «душманов», которая велась три года, «Черная гора» провинция Гельменд. Во время этой операции тяжело ранили командира разведроты, капитана Николая Читкарева. За эту операцию в роте были представлены к ордену Красной звезды пять человек. Из них три белоруса. Один из товарищей, медбрат роты из Украины Юрий Токарюк награжден посмертно.

В прошлом году, благодаря интернету Александр нашел Николая Читкарева в Омске, который имеет звание полковник запаса. Он благодарен командиру до настоящего времени за профессиональную организацию засад и боевых операций, в результате которых многие ребята остались жить, в их числе и он.

Да разве можно рассказать обо всем, что нельзя забыть: погибших товарищах, боевых операциях, в которых как разведчик, участвовал наш земляк? Но стоит сказать о трудностях, что приходилось по несколько дней быть в горах без еды и воды. От жажды пили воду из того небольшого полу высохшего водоема, куда на водопой приходили верблюды. А когда заканчивался сухой паек, приходилось добывать еду самим, когда находились в засаде на иранской границе.

— Однажды убили маленького верблюда, мясо которого настолько жесткое, мы варили его полдня в казане,  а ели с трудом, — вспоминает Александр.

Но нельзя здесь не сказать о доброте и щедрости белорусских солдат, которые делились с местными детишками своим пайком сахара, тушенки и сгущенного молока, когда были в рейде в городе Герате.

— Жалко было на них смотреть, худенькие такие, глаза блестят. Мы уже знали, когда они приходили попросить покушать, и делились, чем могли, — вспоминает Александр.

Больше года не сообщал Александр Федорченко домой о том, что служит в Афганистане. Писал, что у него все в порядке, привык к армейским будням. Не хотел расстраивать родителей, которые и поныне живут в деревне Фроловка Селецкого сельсовета. Заботливый сын в настоящее время, как только может, спешит им помочь в решении хозяйственных проблем. Живет он в Минске, занимается международными перевозками. Беспокоит сына то, что родители болеют и все чаще нуждаются в помощи. Мама совсем плохо видит. Александр покупает им лекарства. Но разве можно исцелить те раны, которые им уготовила судьба? Ведь у них трагически погибли два сына, Александр прошел через Афганистан. И это оставило свой отпечаток.

Так хочется, чтобы сыновья любовь и забота облегчили страдания родителей Федорченко, долголетия им и только добрых вестей от сыновей и внуков.

Александр побывал на мероприятиях, посвященных 25-летию вывода войск из Афганистана в нашем районе, он выразил слова благодарности организаторам их за приглашение поучаствовать в тематическом вечере, за возможность встретиться с земляками, которые прошли дорогами Афганистана.

— Низкий поклон матери моего друга Надежде Марковне, я желаю ей крепкого здоровья, долголетия, больше солнечных и счастливых дней в жизни. Землякам, всем людям хочется пожелать быть добрее и внимательнее друг к другу. Чужой беды быть не должно. Афганистан — наша общая боль. И главное мое пожелание — пусть никогда наши дети и внуки не узнают, что такое война, – сказал А. Федорченко.

Наталья Ковалева.

На снимке: Александр Федорченко.

Фото Людмилы Смоляковой

 

Нет постов для отображения