Они останутся в памяти навсегда. Воспоминание о Великой Отечественной войне жительницы города Костюковичи З. И. Асипенко (+ фото)

0
652

— Конец сентября. Город украшен разноцветными флагами – принарядился в канун праздника. И всякий раз в эту пору мною овладевает двоякое чувство. Я радуюсь тому, что живем без войны, но в то же время не покидает чувство боли, ведь в годы Великой Отечественной войны пропал без вести мой отец.5932a4755ddf76035be8b66cd710d2cb

Когда началась война, мне было девять лет. Мы жили в деревне Норкино Забычанского сельсовета. У нас была большая семья – родители и пятеро детей. В июне 1941 года, во время первой мобилизации, призвали и моего отца Ивана Ильича Симакова. Мама собрала ему в торбочку еды. Уходя из дома, он сказал: «Берегите маму, а я скоро вернусь». Ушел, и больше мы его не видели, даже письма не прислал.
Как только немцы пришли, мы спрятались в погреб. Одна женщина стала наблюдать, что происходит на улице. Немец увидел ее и вытащил из погреба. Мы испугались, но через некоторое время она вернулась и сообщила, что немцы прошли через нашу деревню. Мы слышали выстрелы, а когда они утихли, вышли из укрытия и пошли домой. На улицу выйти боялись, только наблюдали из окна, что там происходит. Вдруг увидели, что к дому приближается женщина, она приказала всем выйти на улицу. Жителей нашей деревни согнали в дом Петра Ильича Серякова. Людей там находилось много, было тесно, а в это время немцы в деревне искали партизан. Евдоким Симаков незаметно выбрался из дома и через огороды, речку пошел в лес к партизанам, там им сообщил, чтобы убрали убитых и раненых, увели подальше в лес от деревни. Потому что если их обнаружат немцы, то сожгут людей. На следующее утро снова появилась та же женщина. Нас выстроили на дороге и заставили идти впереди немцев в сторону Братькович. Когда прошли лес, нас отпустили. Так захватчики страховались от нападения партизан.иконы 001
Мы вернулись и ушли в лес, там жили две недели. Взрослые ходили в деревню, чтобы раздобыть еду, приносили картошку. Потом партизаны сообщили, чтобы мы шли домой. Когда вернулись в деревню, в нашем доме жили солдаты. Но вскоре они ушли. Нам было очень трудно, мама Фекла Ивановна была сиротой, папа не вернулся с войны, помочь не было кому. После войны получили извещение, что Симаков Иван Ильич пропал без вести. Мужчины из нашей деревни возвращались домой. Иван Ильич Серяков рассказал нам, что вместе с моим отцом был в плену. Ему удалось бежать, а о судьбе моего папы он ничего не знал.
В моей памяти папа остался очень добрым, заботливым. Любил детей. Мы его всегда ждали с работы, он был ветеринаром. Вечером играл с нами. Помню, весной, перед войной, я в люльке качала маленького брата Федю. Веревка в люльке оборвалась, брат выпал на пол и заплакал. Прибежала мама посмотреть, что случилось, а я испугалась, выбежала босая на улицу и спряталась за углом дома. Вся продрогла. Меня нашел папа. Взял на руки и понес в дом. Потом посадил на печь, успокоил и маме сказал, чтобы меня не ругала. Сколько буду жить, столько и буду помнить своего отца.
Имя моего отца увековечено на Мемориале погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в нашем городе. Проходя мимо, обязательно подхожу ближе, читаю знакомые фамилии односельчан, и сердце сжимается от боли. Они всегда будут жить в моей памяти.

Воспоминания записала Наталья КОВАЛЕВА.  

Нет постов для отображения