Второе рождение Забычанского храма (+ фото, + видео)

Чтобы увидеть своими глазами, как идет работа по восстановлению православного храма, журналисты «ГК» отправились в деревню Забычанье, что в 16 километрах от города.

В 2017 году Забычанскому православному храму исполняется 120 лет!

Чтобы спасти этот потрясающий по своей красоте и величию объект, который со временем обветшал, жители деревни стали бить в колокола. Районная власть, предприятия, организации и все добрые люди откликнулись на предложение возродить храм. Были собраны деньги, оказана посильная помощь.

Вот уже шестой год идет работа по восстановлению православного храма, а руководит процессом человек неравнодушный, энтузиаст, имеющий большой опыт в таком непростом, но благородном деле, – священнослужитель Михаил Аркадьевич СОЛОБУТИН.

Рукотворная красота

Такое потрясающее, привлекающее внимание строение видно издалека. Не заметить храм невозможно! И атмосфера в этом месте необычная – намоленная многими годами.IMG_4791

В храме работа кипит: двое рабочих трудятся над созданием алтаря. Отец Михаил в непривычном для нас обмундировании – кожаной куртке и кепке. Ранним утром он приехал в храм, чтобы помогать в рабочих моментах.

– Посмотрите, сколько уже сделано! – встречает нас Михаил Аркадьевич, довольный проделанной работой. – Но еще многое предстоит претворить в жизнь.

Попадая внутрь храма, удивляешься всему. Высота до самого верха свода – 16 метров! Как говорит отец Михаил, пятиэтажный дом вместился бы. Стены выкрашены в небесно-голубой цвет. Это неспроста: храм носит имя Вознесения Господня. Оглядываясь по сторонам, сразу замечаешь большие окна и кованые решетки на них. Зачем они в церкви?

– Есть люди, которые могут посягнуть и на святое, – отвечает на наш вопрос Михаил Аркадьевич. – Ведь многие храмы имеют исторические реликвии, старинные иконы, другие предметы антиквариата, поэтому ставятся решетки на окнах. Я служу почти 30 лет, и не видел ни одного храма, где не стояли бы решетки.

По словам батюшки, таких красивых решеток он не видел даже в соборах Минска и Могилева. Их ковали в Петербурге 120 лет назад и везли сюда обозом. Уцелело шесть. Решетки на остальные окна изготовили на БЦЗ. Любопытно было услышать, что раньше на церковной территории стояли такие же красивые кованые ворота и калитки, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней. Не уцелела и церковная ограда. Храм был выгорожен кирпичом, а в левом углу располагалась сторожка, где ночевали путники и богомольцы, которые приходили издалека. В планах у священника сделать со временем ограду, однако, не кирпичную, как раньше, но тоже хорошую, чтобы не на один год. А еще разбить небольшой сквер, высадив каштаны и липы.

Фундамент из камня, гидроизоляция из бересты

Еще на подъезде к храму я обратила внимание на своеобразный фундамент строения. Он из камня. Как оказалась, так и должно быть, и об этом говорится в Евангелии: церковь Христова основана на твердом камне, это как символ.

Для будущего фундамента храма люди собирали камни со всей округи, обтесывая  в виде прямоугольников. Сосчитать их количество не представляется возможным, потому как толщина стен достигает двух метров, а часть камней находится под землей. Что еще интересно, для гидроизоляции в фундаменте проложен слой бересты, сохранившийся до сегодняшних дней. Представляете, сколько нужно было облупить берез, чтобы проложить по всему периметру храма такую гидроизоляцию? Колоссальная работа! Не менее потрясают воображение углы, завершенные колоннами. Чтобы достичь нужного результата, людям пришлось изрядно потрудиться: вытесывая зубилами, они придавали им округлую форму. Ни один храм Могилевщины не имеет ничего подобного.

Архитектор из Петербурга

Отец Михаил оказался очень интересным собеседником. Благодаря его глубоким познаниям, я узнала, что архитектором данного строения является обрусевший немец Зимберг из Петербурга. Его предки, как хорошие строители, были привезены из Германии еще при Петре Великом. По индивидуальному проекту Зимберга и строился храм. И пока в течение четырех лет велись строительные работы, он жил в Забычанье у местного помещика Астанкевича и руководил стройкой. Строили же храм, скорее всего, не местные жители, а приезжие из Могилевской губернии специалисты.

Снаружи храм имеет высоту около 23-25 метров, если учитывать кресты на куполах. Сколько все строение занимает площади, Михаил Аркадьевич точно не знает. Но обратил наше внимание на то, что храм выглядит снаружи небольшим, а внутри вместительный. Такой оптический обман зрения. Архитектурная хитрость. Несущие стены здесь доходят толщиной до двух метров, а остальные – по 80 см, тоньше нет. Из-за этого храм кажется массивным, основательным. Безусловно, при реставрации решено было сохранить его первозданный исторический вид.

Во время беседы Михаил Аркадьевич рассказал, что в Забычанье это уже третий по счету храм. В источниках указано, первый деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла уже был в 1511 году, так как Забычанье уже тогда было местечком. Когда первый храм износился, построили Свято-Духовский храм, тоже из дерева. А когда Свято-Духовский не вмещал количество молящихся, решено было в 1893 году строить новый каменный храм Свято-Вознесенский, для чего и пригласили архитектора Зимберга. Поэтому здесь всегда было три престольных праздника, когда собиралось много народа.

Война-разрушительница

При освобождении Костюковичского района от немецко-фашистских захватчиков пострадали не только люди, но и сооружения. В том числе Забычанский храм. Отступая, немцы оставили снайперов на колокольне. Они отстреливались и мешали нашим войскам подойти. Поэтому советские солдаты были вынуждены ударить по церкви из орудия.

– Иначе было нельзя, – считает отец Михаил. – Ведь сколько наших полегло здесь, пока по снайперам не ударили. С тех времен на стенах остались следы от снарядов. Сейчас, восстанавливая храм, строители все исправили.

Вернуть к жизни!

Пообщаться с инициатором восстановления храма уже невозможно. Зоси Дмитриевны Беляевой нет в живых. Именно эта женщина, директор совхоза, будучи в преклонном возрасте решила спасти храм. Много людей подписалось, чтобы вернуть его к жизни. В конце концов, храм получил регистрацию.

Общими силами, при помощи районных властей, нашего градообразующего предприятия БЦЗ и других организаций, всех, кто может, храм обретает новую жизнь.

А стоит ли?

На вопрос, стоит ли восстанавливать храм в малонаселенном месте, отец Михаил ответил однозначно – стоит! В Краснопольском районе в деревне Выдранка, где в настоящее время всего 13 дворов, спасли храм, сохранили. Там живет священник, проводятся регулярно богослужения. Храм деревянный, его берегут, как зеницу ока. И наш храм обязательно нужно сохранить. Мы должны понимать, что это архитектурный исторический объект, памятник старины. Ведь так случилось, что многие памятники района погибли совсем, а те, которые остались, к сожалению, не подлежат ремонту: в Самотевичах, в Гавриленке, в Каничах. Именно поэтому райисполком принял решение возродить Забычанский храм.

Святое дело

– Сколько храмов вам, Михаил Аркадьевич, удалось спасти? – спрашиваю моего собеседника во время разговора.

Как оказалось, на своей родной земле – на Костюковщине – отец Михаил служит священником с 1991 года, до того служил в России. Первый храм, который он вместе с руководством района поднимали, был в селе Прусино и долгое время являлся клубом и даже складом. Нужно было строить башню-колокольню, поднимать купол. Потом начали строительство храма в Костюковичах, затем созидали на Федоровке. Этот – Забычанский – на его счету четвертый.

Помощь – ощутимая

Сколько средств было затрачено на восстановление храма, сказать сложно. Ведь помощь оказывается не только денежная, но и в виде строительных материалов. Лесхоз, например, помогал лесом, торговые организации – краской, раствором, цементом. Некоторые предприятия безвозмездно давали рабочую силу. Сейчас, кстати, работают люди от местного сельского совета, «Цемстройремонта» и коммунхоза. Раньше приезжала бригада из ПМК-260. Скоро приступят к выполнению деревянных работ рабочие с лесхоза. Предприниматели помогли в приобретении икон. Поэтому проследить, сколько всего было затрачено средств, трудно. Ясно одно – суммы вносились немаленькие, помощь оказывалась весомая.

Кто будет служить?

Как и прежде, священников не хватает. После семинарии молодые священнослужители на село сильно не стремятся ехать. Поэтому многие священники не только свой приход обслуживают, но еще берут дополнительный. Так, отец Сергий – священнослужитель городского храма – обслуживает каплицу в Белой Дуброве, за отцом Георгием Прусинского храма закреплена Ельня Хотимского района. Отец Михаил служит на Федоровке и будет обслуживать Забычанский храм, согласно архиерейскому указу.

Долгожданное открытие

Прощаясь, конечно, не могли мы не спросить Михаила Аркадьевича о запланированном открытии храма, ведь многое уже сделано. Он отметил, что есть еще работы, которые просто необходимо довести до ума, но надеется именно в этот юбилейный год открыть храм для людей.

– Скорее всего, в сентябре, – обнадежил отец Михаил. – Мы пригласим владыку из Могилева для освящения храма, духовенство, чтобы состоялось торжественное открытие.

Но даже после открытия работы по восстановлению храма продолжатся. Поэтому все неравнодушные люди могут принять участие в возрождении божьего дома, пожертвовав средства со своего бюджета.

IMG_5900

IMG_5775

IMG_5900

IMG_5896

IMG_5889

IMG_5857

IMG_5844

IMG_5800

IMG_5794

IMG_5790

IMG_4805

 

Фото Людмилы СМОЛЯКОВОЙ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: